Опубликовано в Cекреты и Cоветы | 0 комментариев

Анатомия векторной иллюстрации

Длинный и довольно скучный, но необходимый урок. Необходимый для тех, кто по работе сталкивается с различными векторными редакторами. Перескочить с одного на другой не так-то просто, знаю по себе.

Часть 1.

Все векторные иллюстрации, созданные в основных приложениях (Deneba Canvas™, Adobe® Illustrator®, CorelDRAW or Macromedia® FreeHand®), сделаны по единому принципу, иначе говоря, имеют схожую «анатомию». Даже если в разных программах функция называется по-разному, суть остается приблизительно одинаковой.
Цель урока – продемонстрировать общие положения иллюстрирования. Здесь приведена сводная таблица названий одинаковых опций в разных программах (эквивалентная терминология). Это поможет вам не привязываться к единственному приложению, а ориентироваться во многих.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ состоит из векторных
ОБЪЕКТОВ, состоящих из одного или более
ПУТЕЙ, которые, в свою очередь, составлены
ОТРЕЗКАМИ, которые образованы из
ТОЧЕК на каждом конце отрезка.

Анатомия векторной иллюстрации
Анатомия векторной иллюстрации

На этой схеме показано строение объекта, состоящего из одного закрытого пути. Кажется, что линия непрерывна, но, тем не менее, она состоит из 12 отрезков, ограниченных точками!

Часть 2.

Кривые Безье и другие виды опорных точек.

Таблица эквивалентной терминологии показывает нам, как эти понятия обозначаются в различных приложениях.
Анатомия векторной иллюстрации
Опорные точки — это фундаментальная основа всех объектов вашей иллюстрации. У них есть всего несколько простых основных свойств, но их комбинация позволяет добиться удивительных результатов. Приведенный образец показывает эти основные свойства.

Все отрезки (сегменты) линии имеют на каждом конце опорные точки, которые определяют их координаты (положение) и кривизну. Такие кривые называют БЕЗЬЕ, по фамилии французского математика Пьера Безье, который определил их математически.
Анатомия векторной иллюстрации
Грубо говоря, точки делятся на основные категории:
— точки, имеющие инструменты управления
— и точки, таковых инструментов не имеющие
Анатомия векторной иллюстрации
Кривыми управляют специальные векторы (линии, исходящие из точек), это непечатаемые символы. Направление и кривизна кривых определяются именно этими векторами, их длиной и направлением.

Обычно из точки исходят два таких вектора, каждый из которых управляет своей половинкой кривой линии.
Анатомия векторной иллюстрации
Отрезок кривой, управляемый таким вектором, изогнут .
А если из точки не исходит вектор, то прилежащий отрезок линии будет прямым .
Анатомия векторной иллюстрации
Точка может иметь:
1 вектор или
2 вектора, исходящих из нее.
Отрезком, лежащим по одну сторону от точки, управляет один вектор.
Анатомия векторной иллюстрации

Точки плавные и точки угловые.
Если векторы, исходящие из одной точки, лежат на одной линии, то такие опорные точки называют плавными (SMOOTH POINTS). Все остальные опорные точки называют угловыми (CORNER POINTS).
Анатомия векторной иллюстрации
Соответственно, плавные опорные точки определяют собой плавные линии, а угловые – ломаные линии.

Точки, показанные выше, имеют 2 исходящих вектора, но угловая точка может иметь один либо вовсе не иметь исходящих векторов, как на рисунке:
Анатомия векторной иллюстрации

Специальные узлы (точки).
В CorelDRAW есть так называемый, симметричный узел – это когда из узла исходят два параллельных одинаковых вектора. Изменяя один вектор, вы изменяете и другой.
Анатомия векторной иллюстрации
В Deneba Canvas™ такого узла нет, но можно добиться этого эффекта, но его можно добиться, если потянуть за вектор, зажав клавишу Ctrl (Option для Mac). А сначала, при создании, у узлов Безье у всех оба вектора одинаковые по умолчанию.
Анатомия векторной иллюстрации
В Macromedia® FreeHand® 8 есть понятие «соединяющей точки». Это точка, которая сглаживает угол между прямой и кривой линией. Вектор на ней вертеть нельзя, можно только регулировать его длину.
Эта полезная вещь есть также в FreeHand 8 и CorelDRAW.
Анатомия векторной иллюстрации

Часть 3.

Объекты, их свойства, пути и суб-пути.

Основные свойства объектов – это контур и заливка. Свойства контура распространяются на все кривые, образующие объект, свойства же заливки действуют на всем пространстве внутри этой кривой.

Свойства контура:
— толщина
— цвет
— тип линии
— тип углов

Вот сводная таблица терминологии узлов и линий в разных программах.
Анатомия векторной иллюстрации

Свойства заливок:
— цвет
— сплошной цвет или градиент
— образец или текстура

Примеры контуров (заливка одним цветом или никакой).
Анатомия векторной иллюстрации
Примеры заливок (без контура).
Анатомия векторной иллюстрации
Примеры заливок и контуров для Deneba Canvas.
Анатомия векторной иллюстрации

Пути (контура) и суб-пути.

Контур бывает:
— замкнутый
— незамкнутый
Анатомия векторной иллюстрации
Залитым может быть как замкнутый, так и незамкнутый контур.
Анатомия векторной иллюстрации

Если объект имеет больше одного контура, то его части называют суб-путями (субконтурами).

Отметьте: все суб-пути равноправны, иерархии не бывает…

По умолчанию, каждый вновь созданный контур становится отдельным объектом. Объединить в один объект несколько контуров можно вручную.

Часть 3а.

Сложные контура, комбинирование и группировка объектов.

Deneba Canvas™, Adobe® Illustrator®, CorelDRAW и Macromedia® FreeHand® также объединяют следующие особенности….

1. сгруппированный или
2. сформированный из сложных контуров
3. или объединенный из нескольких объектов.

Различия между сложными контурами (Composite Path), сгруппированными и скомбинированными объектами.

1. Группировка объектов.
Сохраняет все первоначальные свойства и порядок наложения объектов. Группировка нужна для того, чтобы одним кликом управлять сразу несколькими объектами, растягивать, перетаскивать и т.д.
Анатомия векторной иллюстрации
2. Объекты из сложных контуров.
Нужны, чтобы изобразить объект с дыркой, например, вырезанной по форме другого объекта. При этом форма первоначальных объектов не нарушается, но цвет и свойства контура у всех частей будут одинаковыми. Такой объект можно разъединить на первоначальные кусочки без особого вреда для них.
Анатомия векторной иллюстрации
3. Комбинирование объектов.
Может быть различным. При этом объекты могут терять свою первоначальную форму и свойства. Если, например, отрезать у одного объекта кусок краем другого объекта, то его уже не восстановишь.
Анатомия векторной иллюстрации
Комбинирование объектов возможно во всех графических редакторах. Понятие «группировки» в них остается неизменным, однако остальные термины варьируются.
Сводная таблица терминов относительно комбинирования объектов в различных приложениях.
Анатомия векторной иллюстрации

Часть 4. Резюме.

Иллюстрация, которая в конечном счете, воспринимается, как нечто единое целое, имеет следующую анатомию:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ состоит из векторных
ОБЪЕКТОВ, каждый из которых может иметь
СЛОЖНЫЕ КОНТУРА, состоящие из
ОТРЕЗКОВ (линейных сегментов), которые определяются
ОПОРНЫМИ ТОЧКАМИ (узлами).

Опорные точки (узлы) в свою очередь, делятся на
— имеющие векторы для управления
— и не управляемые точки.

Если отрезок определяется управляемыми точками, то он, как правило, изогнут согласно величине и направлению векторов, исходящих из этих точек.
Если же отрезок определяется двумя точками, не имеющими векторов для управления, то такой отрезок будет прямым.

Точка (узел) может иметь
— один
— или два вектора для управления.

Относительно одного и того же отрезка одна точка, на самом деле, может иметь только один вектор, так как второй вектор относится уже к следующему отрезку, исходящему из этой точки.
Узлы, в зависимости от характеристик векторов, могут быть острыми, плавными (Безье) или симметричными (частный случай Безье).

Объекты имеют определенные свойства: заливку и контур. Заливка определяет пространство внутри замкнутого контура, а свойства контура объекта относятся ко всем сложным контурам, его составляющим.

Объекты могут быть:
— сгруппированными
— сложными (состоящими из нескольких путей)
— скомбинированными различными способами из различных объектов.

Сами контура (пути) могут быть:
— замкнутыми
— или незамкнутыми.