Опубликовано в Cекреты и Cоветы | 0 комментариев

Использование Gradient Mesh

Мастерское владение Gradient Mesh в Adobe Illustrator — это тот самый «священный Грааль», который ищут все дизайнеры векторной графики. Заливка по сетке довольно сложна в изучении и сначала требует больших временных затрат при работе, однако именно такая заливка позволяет придать Вашим векторным рисункам фотореалистичность и добавить детали. Освоив этот инструмент, вы поймете, что поднялись на уровень выше в движении к совершенству. В этом уроке я расскажу об основах работы с сеткой в Illustrator, а также дам некоторые рекомендации для более продвинутого использования этого инструмента.

Основы

Инструмент Gradient Mesh не так-то просто освоить. Для получения более-менее удовлетворительных результатов Вам потребуется некоторая практика. Однако этот инструмент позволит достичь многого.
Перед изучением этого урока Вы должны быть в полной мере знакомы со всеми базовыми операциями в Illustrator, в особенности с Pen Tool и Color Swatches, а также иметь понятие о светотени — в дальнейшем Вам это очень пригодится.

Во-первых, важно уяснить для себя «анатомию» сетки. На рисунке ниже показаны компоненты градиентной сетки:

1. Линии сетки (Mesh Lines). Линии (или кривые), которые можно использовать для изменения формы объекта или направления градиентной залики. Линии сетки можно добавлять по-разному, и об этом я расскажу позднее. Эти линии можно перемещать и редактировать точно так же, как любые другие линии в Illustrator.

2. Узлы сетки (Mesh Points). Составляют основу сетки. От их расположения зависит направление заливки и форма сетки в целом. Узлы также находятся в местах пересечения линий. Каждому узлу можно назначить свой цвет, который будет плавно перетекать в цвет соседней с узлом области. Узлы сетки можно выделять, перемещать и удалять. В результате можно менять положение «цветовых пятен» и менять форму сетки.

3. Области сетки (Mesh Patch). Это фрагменты сетки, ограниченные четырьмя узлами. Отдельной области возможно назначить цвет, который будет плавно перетекать в цвет соседней области.

4. Направляющие (Control Lines). Это линии, которые контролируют кривизну линий сетки, а также интенсивность цвета, заданного как для области, так и для отдельного узла. Эти линии можно перемещать и редактировать точно так же, как любые другие линии в Illustrator.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Позднее я расскажу о том, как задавать цвета и перемещать линии и узлы. Теперь же предлагаю обратить внимание на основы создания сетки для заливки.

Создание базовой формы сетки

Откройте Illustrator и создайте документ стандартного размера А4, ориентация — портретная, цветовая модель — RGB. Лично я перед началом работы с сеткой всегда закрываю все не нужные мне панели, хотя если Вам он не мешают, то этот шаг не обязателен.
Удалите все не используемые образцы цветов из палитры (color swatches), оставьте только черный и белый. В процессе работы нужно будет создать собственную палитру.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Проверьте, открыта ли у Вас палитра выбора цвета (color picker), а также палитра слоев (layers) и палитра с цветовыми образцами (swatches). Для своего воздушного шарика я выбрал нежно-розовый цвет. Этот цвет нужно добавить в палитру с образцами цветов, так как при заливке сетки мы будм часто его использовать. Выбрав нежно-розовый цветом заднего плана, начинаем рисовать базовую форму шарика, как показано на рисунке ниже.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Базовую форму можно рисовать любым удобным для Вас способом. Однако я пришел к выводу, что для обекта с заливкой по сетке оптимально подходят контуры, нарисованые с использованием инструмента Pen. Этот инструмент создает плавные контуры с минимальным количеством узлов.
Сам шарик и ниточка должны являться отдельными объектами. В самом начале удобнее работать с черными контурами с толщиной обводки 1 point (они заметнее), но финальный рисунок не должен вообще иметь видимого контура.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

При работе со сложными, детализированными изображениями лучше использовать несколько более мелких фигур на одном слое, чем пытаться создать одну большую сетку. Небольшие сетки проще контролировать. Количество этих дополнительных фигур зависит от сложности желаемого изображения и характера заливки.
На данном этапе мы не будем уделять большого внимания оттенкам и деталям, а сконцентрируемся на базовой форме и замысле рисунка.

Следующий шаг один из самых важных при работе с сеткой. Выделите все изображение (используя пункт меню Select all) и сделайте его дубликат. Поместите дубликат на отдельный слой, заблокируйте и сделайте невидимым этот слой. Это Ваша резервная копия на случай, если нужно будет начать все с начала. Разумеется, можно сохранить дубликат и в отдельный файл, но удобнее все же хранить его просто в отдельном слое.

ЗАПОМНИТЕ, что после добавления сетки к объекту Вы не сможете вернуть его в первоначальное состояние. Может случиться так, что надо будет на время отказаться от сетки и поработать еще с базовой формой. Если Вы рисуете что-то сложное, то сохраненная копия изображения поможет сберечь время и нервы.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Добавление сетки к объекту

Есть три правила, кторые нужно помнить при работе с сеткой:

1. Проще ДОБАВИТЬ, чем удалить. Это важно при создании сетки, так как слишком большое число точек только мешает работе.

2. Не стоит торопиться! Останавливайтесь на секунду, чтобы оценить свою работу, перед добавлением каждого дополнительного узла. Иногда бывает, что последний добавленный узел находится как раз в идеальном месте и получившийся переход цветов устраивает Вас полностью. Тогда не стоит что-либо переделывать, превращая всю заливку в нечто едва управляемое.

3. Edit > Undo — Ваш друг при работе с сеткой. Добавляя линии и узлы, одной рукой работайте мышкой, а другую держите на сочетании отмены (Ctrl+Z).Вы можете добавить узел или цвет не так, как нужно; можно добавить несколько линий, прежде чем Вы поймете, что ошиблись. Тогда можно просто вернуться назад и начать заново.

Есть несколько способов добавления сетки к выбранному объекту:

1. Выделите свой объект, затем идите “Object —> Create gradient mesh”. После этого установите нужные параметры в появившемся диалоговом окне.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

2. Нажмите клавишу U, чтобы вызвать инструмент Gradient Mesh или нажмите на соответствующую иконку в меню. Затем добавляйте узлы, щелкая по контуру в нужных местах.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Учтите, что при автоматическом добавлении сетки (пункт 1) узлы часто размещаются не там, где нужно, и работать с ними становится затруднительно. При ручном добавлении узлов (пункт 2) работать с сеткой и заливкой можно гораздо точнее. Добавление узлов по одному позволяет начать с необходимого минимума линий и узлов и добавлять их по мере необходимости.

На старт. Внимание. Марш!

Для начала добавим несколько дополнительных образцов цвета будущих бликов и теней в палитру. Эти образцы мы будем применять для заливки. Я использовал следующие оттенки (слева направо): 242, 183, 208 (baby pink, нежно-розовый), 242, 227, 233 (light pink, светло-розовый), 175, 47, 121 (dark pink, темно-розовый), 221, 76, 138 (medium pink, средний розовый).

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Хорошенько изучите свой рисунок и определите, где должны располагаться блики и тени. Именно в этих областях мы и будем добавлять узлы сетки и заливку, чтобы придать рисунку объем и реалистичность.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Возьмите инструмент Gradient Mesh (нажав иконку с меню или клавишу U) и проведите курсор вдоль контура шарика. Видите значок + (плюс)? Это значит, что в этой точке можно разместить узел сетки.
Выберите средний розовый цветом переднего плана и щелкните мышкой вдоль горизонтальной линии вверху шарика. Эта операция добавит одну вертикальную линию сетки, форма которой повторяет контур шарика. Снимите выделение с объекта.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Затем выберите светло-розовый и добавьте еще один узел сетки. Щелкните по той же верхней горизонтальной линии, но немного левее от первого узла. Так Вы создадите вторую линию.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Повторите описанные выше действия, чередуя средне- и светло-розовый, пока не получите четыре вертикальные линии. Если Вы разместите узел не там, где нужно, используйте Ctrl+Z для отмены или выделите узел с помощью Direct Selection и удалите его.

Выбрав средний розовый, щелкните по контуру шарика чуть ниже середины правого края. Щелкнуть нужно именно по контуру, а не по заливке! Получится горизонтальная линия сетки, повторяющая контуры основной фигуры.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Еще раз щелкните по контуру немного выше только что добавленного узла (примерно над центром шарика), чтобы добавить линию сетки в верхней части.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Еще раз щелкните мышкой в центре шарика и добавьте третью линию. Форма линий сетки в точности повторяет форму внешненего контура фигуры.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Добавляя линии и узлы, помните об их положении, а также о том, что окружает каждый узел и о желаемом направлении цветовых переходов.
Если Вы щелкаете мышкой по пустому пространству внутри фигуры, то добавите вертикальную и горизонтальную линии, пересекающиеся в выбранной точке. Если щелкнуть по уже существующему узлу (сетки или контура — не важно), то новая линия будет перпендикулярна уже проходящей через этот узел.
Линии следуют общему направлению линий контура фигуры. Иногда Вам может даже казаться, что линии сошли с ума и и располагаются вовсе не так, как задумано.

Снимите выделение с объекта. Как видно на рисунке, цвет тянется вдоль верхней части шарика. Это градиент, который сгущается в одной точке (узле сетки) и становится плавно светлее при переходе к другим частям изображения. Так как шарик имеет вытянутую форму, то до самого низа более насыщенный цвет не доходит. Соответственно, если нам нужен этот цвет и в нижней части шарика, то нужно его применить и к точкам сетки, расположенным внизу.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Для задания цвета уже существующим узлам есть несколько способов.
Первый способ — выделить узел сетки с помощью инструмента Direct Selection, а затем щелкнуть по образцу желаемого цвета. Также можно предварительно выделять цвет.
Другой способ — выбрать образец цвета, а затем перетащить его на нужную область сетки (пространство, ограниченное линиями). Это добавит выбранной области цвет, плавно перетекающий на соседние области.

Теперь мы добавим цвет нижней части шарика, чтобы она соответствовала верхней.

Выделите шарик и найдите вверху две светло-розовые точки сетки. Мысленно продолжив линии вниз, найдите соответствующие точки внизу фигуры и выделите обе. Чтобы это сделать, сначала выделите одну точку, а затем, удерживая shift, — вторую. Не снимая выделения, щелкните по светло-розовому в палитре.
Повторите эту операцию со средним розовым и другой парой точек.
Конечный результат должен выглядеть примерно так:

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Есть разные способы выделения узлов. Можно выделять их с помощью Direct Selection и выделять каждый последующий, удерживая shift. Можно тем же инструментом очерчивать выделение вокруг области с нужными узлами, выделяя сразу все узлы в рамках этой области. Можно использовать Lasso Tool для очерчивания произвольной области вокруг нужной группы узлов. Lasso Tool удобно использовать при работе с сеткой, в которой узлы расположены очень плотно. Не забывайте — Вы всегда можете использовать Zoom Tool, чтобы приблизить нужную область изображения.

Ура! Вы наполовину закончили заливку изобраения градиентом по сетке. Картинка, конечно, еще не завершена, но вскоре мы добавим еще цвета и теней. Перед тем, как продолжить, нужно напомнить Вам парочку важных вещей. Если Вы щелкаете мышкой по пустому пространству внутри фигуры, то добавите вертикальную и горизонтальную линии, пересекающиеся в выбранной точке. Если щелкнуть по уже существующему узлу, то получится новая линия, перпендикулярная (ИЛИ горизонтальная, ИЛИ вертикальная) линии, уже проходящей через этот узел.

Добавляя узлы, не забывайте соизмерять их положение с планируемым положением теней и бликов. Используйте цвета (темные или светлые оттенки) и размещайте новые узлы соответственно.

Теперь давайте добавим тень, чтобы придать шарику реалистичности.

«Оживляем» картинку.

Во-первых, нужно добавить еще один цвет в палитру. Выбираем цвет бургунди; я использовал оттенок RGB 114, 0, 5. Если Вам этот цвет покажется слишком темным, выбирайте другой оттенок на свой вкус. Подобрав нужный цвет, перетащите его в палитру для удобства дальнейшего использования.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Выделите верхнюю правую точку шарика инструментом Direct Selection. Затем щелкните по образцу цвета бургунди в палитре. Вы заметите, что край шарика окрасился в более темный цвет. Однако заливка не достигает низа фигуры. Чтобы это исправить, добавьте еще несколько точек вдоль правого края шарика.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Выбрав Gradient Mesh Tool и цвет бургунди, щелкайте вдоль правого края шарика, добавляя узлы темного цвета по контуру. Вы заметите, что появляется больше горизонтальных линий, а край шарика окрашивается в цвет бургунди. Это именно то, что нам нужно.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Посмотрите на свой рисунок и решите, нужно ли добавлять еще точки. Если ответ положительный, добавьте еще узлы и линии в необходимых местах.

На рисунке ниже Вы можете заметить, что сетка имеет очень много веритикальных узлов. Это сделано не только для добавления теней, средние тона нам тоже нужны. Итак, добавляйте линии и окрашивайте узлы в темно-розовый. Не волнуйтесь, что количество или расположение Ваших линий и узлов отличается от моего: главное здесь — верное использование светотени.

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Экспериментируйте с размещением узлов и с использованием различных цветов для заливки. Иногда наилучшего результата можно добиться только методом проб и ошибок или просто по воле случая.

Затем примените заливку для вертикальных линий, добавив цвет бургунди, темно- и светло-розовый, чтобы обозначить тени и блики. Выделите все узлы вдоль одной вертикальной линии в верхней части шарика. Затем цветами обозначьте блики и тени. Следите за тем, чтобы выделить все узлы в точках пересечения линий, чтобы в заливке не было промежутков.

В процессе работы над заливкой постоянно спрашивайте себя, нужны ли Вам дополнитеьные узлы, и в случае необходимости добавляйте. Используйте Zoom для приближения, если нужно.

Продолжайте работать таким же образом, пока не завершите заливку верхней части шарика. Добавляйте цвет вдоль вертикальных линий, не затрагивая горизонтальные. Если добавить цвет и вдоль горизонтальных линий, результат перетекания цвета может быть нежелательным (см. рисунок).

Gradient Mesh - шаг за шагом *

В заключении подобным образом раскрасьте нижнюю часть шарика. Нарисуйте ниточку, используя Brush Tool (no fill, baby pink, 1 pt. stroke, butt cap, miter join).

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Результат:

Gradient Mesh - шаг за шагом *

Мои поздравления! Вы только что нарисовали базовый объект, используя градиентную заливку по сетке. Конечно, это упражнение дало Вам лишь общее представление о возможностях этого инструмента.