Опубликовано в Введение | Комментарии к записи Краткое введение в AI (Adobe Illustrator) отключены

Краткое введение в AI (Adobe Illustrator)

Когда я начинал писать этот обзор, я начинал на компьютере, где стоит версия программы CS2, дома же стоит версия CS3.
Большинство функций в программах одинаковые, однако меню и окна настройки чуть разные.
Как быть чтобы в голове не возникло путаницы?
Я буду на ходу давать пояснения относительно CS3, а новые особенности рассматривать отдельно.
С некоторыми новыми функциями AI я плохо знаком, так что в этом плане возможны пробелы в обзоре.

Начну:

Работу в Иллюстраторе полезно начать с некоторых настроек самой программы.
Для этого нажимаем Edit на верхней панели программы, спускаемся по меню вниз, на вкладку Preferences. (Это одинаково для обоих версий CS2 и CS3):

Здесь достаточно много настроек. Отметим те, что нам нужны.
Начнем с General:
Версия CS2.

Первым делом стоит обратить внимание на Keyboard increment – рекомендуется поставить там 0.2 pt.
Иллюстратор автоматически переведет эти данные в миллиметры или те единицы, которые у вас выставлены в качестве единицы меры. Этот параметр регулирует то, на какое расстояние будет сдвигаться ваш объект при нажатии стрелок на клавиатуре.
0.2 pt = 0.0706 mm. То есть при одном нажатии стрелок на клавиатуре объект сдвинется на это расстояние. Достаточно маленький шаг, не правда ли? Если вам нужны более тонкие или более грубые значения, можно поставить свои данные (например дома я поставил 0,02 pt).
При нажатой клавише shift и стрелке — сдвиг объекта составит 10 шагов при одном нажатии, другими словами в 10 раз больше от значения заданного в Keyboard increment.

Следующим действием необходимо отметить опцию Object selection path only. (В CS3 эта опция в следующей вкладке Seslection & Anchor Display и уже отмечено птичкой по умолчанию).
Это действие приведет к тому, что объект будет выделяться, только если непосредственно указать мышкой, но не на сам объект, а именно на его путь. Это удобно, когда в проекте находится рядом множество пересекающихся объектов.

Теперь переходим к вкладке Type:
(CS2).

В этой вкладке рекомендуется параметр greeking поставить 1. Это повлияет на качество отображения текста в иллюстраторе.
В одноименной вкладке CS3 этой опции нет, я так понимаю, ее убрали сделав по умолчанию (если я не прав поправьте пожалуйста).

Следующая вкладка Units & Display performance.
Одинакова для CS2 и CS3.

В начале, в выплывающих меню мы устанавливаем единицы измерения, зависимости от страны и предпочтений, то ли это сантиметры, или миллиметры, инчи, пойнтс.
В соответствии с этим данные об объектах буду отображаться в установленных вами единицах. Обычно если я работаю для себя, то ставлю points, а если важен размер для печати, то ставлю сантиметры/миллиметры, иллюстратор автоматически на ходу переводит одни единицы в другие.

Ниже шкала, которая регулирует отображение вашего проекта на дисплее, в зависимости от мощности вашего компьютера, крайнее левое положение, отображение в полном качестве — медленнее просчитывает, правое крайнее, быстрее просчитывает, но качество меньше.

Можем переходить к вкладке Plug-ins & Scratch Disks. (в CS3 в этой вкладке те же меню).

Здесь как и в фотошопе устанавливается на каком диске будут хранится временные рабочие данные. Эта вкладка полезная, если у вас на компьютере несколько жестких дисков.

Наконец вкладка Apperance of Balck (одинакова для обоих версий AI).

Если вы работаете с материалами, которые в дальнейшем пойдут на печать, рекомендуется выставить первое значение в пункте
On Screen – Display all blacks accurately.

С настройками все, если что-то упустил буду рад узнать или найти эту информацию.

Теперь остановимся на панели инструментов. В CS3 иное расположение кнопок и несколько новых инструментов, остальное так же как и в CS2 и те же принципы.
Вот меню CS3:

Я красным отметил маленький треугольничек под белой стрелкой. Можете заметить, что он есть на некоторых кнопках в панели инструментов.
Нажав на него, появляются дополнительные опции или инструменты, которые мы и рассмотрим. Скрины из CS2, но принцип для CS3 тотже, а ниже добавлю дополнительно информацию по новым кнопкам инструментов CS3.
Вот в панели CS2 я также отметил красным кружочком этот треугольник.

На примере инструмента Type можно видеть, что появилось дополнительное меню. Если мышкой продолжать скользить по нему до конца, можно увидеть еще один маленький треугольничек.
На скрине под ним надпись tearoff.
Иногда бывает что вы работаете например только с кривыми, или много текста нужно нанести, тогда эта кнопка позволяет вынести отдельно это меню в рабочую область AI. И работать непосредственно с ним, не прибегая к панели инструментов.

Вот на следующем скрине из CS2 я вынес все эти дополнительные меню на рабочую площадь AI. При работе естественно, лишнего не нужно выносить.
В CS3 те-же принципы.

И так — поехали.

Черная стрелка (горячая клавиша V) служит для выделения объектов как целое, если объекты в группе, будет выделена группа щелчком, двойным щелчком можно выделить объект из группы. Но узловые точки редактировать нельзя, можно только операции по растягиванию (при этом толщина stroke (обводки) будет изменяться тоже), трансформации, поворот.
Черная стрелка это как бы общие, грубые действия с объектами. Так же при выделении черной стрелкой объектам можно заковать цвета объекту или группе, параметры обводки, цвет, толщину обводки, цвет заливки.

Белая стрелка (горячая клавиша А), она имеет дополнительную опцию как видно на скрине.
Белая стрелка более тонкий инструмент. Она выделяет пути, позволяет редактировать узловые точки путей, перемещать их, поворачивать управляющие рычаги точек пути. Если объект состоит из сегментов, то ей можно выделять сегменты, меняя их цвет заливки и толщину и цвет обводки. При растягивании точек пути белой стрелкой, толщина линий (обводки) не меняется. Белой стрелкой можно перемещать не только узловые точки, но и сам путь, как в объектах так и в группах из множества объектов.

В дополнительном меню видно белую стрелку стрелку с +. В режиме обычной белой стрелки можно нажать alt и стрелка станет с плюсом.
Она применяется для выделения групп объектов. Например есть сложная группа из множества объектов. Если черная стрелка выделит всю группу, а белая отдельные пути или сегменты, то белая стрелка с плюсом выделит в группе отдельные целостные объекты.

Если у вас в настройках стоит опция Selection path only, как я писал выше, то при попадании этих стрелок (черная и белая, но не с плюсом) на путь, рядом с ними, в основании, появляется маленький квадратик. Это показывает что вы попали на путь.

Следующие инструменты в меню подобный фотошоповским. Это волшебная палочка и лассо.

Я ими не пользуюсь, потому мало что могу сказать. Принцип их действия такой же как в фотошопе.

Далее инструмент перо.

Думаю многим понятно что это. Кто не знает, это инструмент для создания пути при помощи узловых точек. На вынесенном меню, можно увидеть дополнительные инструменты связанные с пером.
Перо с плюсом — добавить точку на существующий путь, с минусом — убрать существующую точку с пути. И последнее, некий угол на пиктограмме, это инструмент преобразования точек, преобразует в 3 вида следующим образом: Наводим на точку — если щелкнуть то простая точка, если щелкнуть и провести чуть в сторону, то точка с прямолинейными рычагами, если ведем в сторону, а затем переводим на точку рычага и поворачиваем его, то получается точка с независимыми рычагами.

Следующий инструмент — операции с текстом.

Текст в выделенной области, текст вдоль пути, текст вертикальный, вертикальный текст по площади, вертикальный текст вдоль пути.

Инструмент с изображением линии:

Открывая его меню, мы видим саму линию, это понятно, создание прямых линий.

Затем инструмент арки, изогнутой линии.
Небольшая подсказка: когда ведете арку — буквой F можно менять сторону ее изгиба.

Спираль: Когда создаете спираль стрелки на клавиатуре верх в вниз регулируют степень закрученности спиралей, но только не посредственно во время создания, как только мышка отпущена, стрелки уже не действуют.

Далее — сетка, та же схема, во время создания, стрелками на клавиатуре можно регулировать количество ячеек, дополняя линии, тут работают и вертикальные и горизонтальные стрелки.

Последний инструмент -полярная сетка. Опять стрелки в работе, горизонтальные — добавить/убавить линии от центра, вертикальные, кол-во окружностей. Можно вообще убрать линии оставив только окружности.

Следующий ряд инструментов — формы.

Прямоугольник, прямоугольник с скругленными краями, элипс (shift + эллипс/прямоугольник — дают ровный круг/квадрат), многоугольник, звезда, и эффект Flare — световой эффект. С ним почти не сталкивался.

Хочу подробнее остановиться на звезде и многоугольнике. Опять тут работают стрелки с клавиатуры.Но только стрелки вверх/вниз.
Соответсвенно увеличивают или уменьшают количество углов. С многоугольника легко делать треугольники.
Звезда: тоже работают только стрелки вверх/вниз, добавление/убавление лучей. Из звезд тоже можно делать треугольники, однако у них будет по дополнительной узловой точке на сторонах, что не всегда удобно, но если делать вычурную стрелку, то может быть полезно.

Однако со звездами еще не все.
При создании звезды, не отпуская мышку и нажимая ctrl можно регулировать длину лучей, вытягивая или сжимая вершины, или сгладить звезду до многоугольника, а нажав alt мы можем менять наоборот, точки основания вершин.
Ну и конечно создавая все эти фигуры мы можем крутить их мышкой во время создания, а зажав пробел при этом еще передвигать рабочую площадь экрана.

И вот небольшой фокус со звездой:
Начинаем мышкой вести звезду, замираем на пару секунд, не отпуская левую кнопку мышки, при этом зажимаем на клавиатуре кнопку тильды (это где ё, обычно крайняя левая кнопка перед клавишей с цифрой 1).
А теперь произносим длинный музыкальный звук (опционально) ууууууууууу, и начинаем поворачивать наши звезду мышкой.

Далее вынесены две панельки операций с объектами.
Инструменты кисть и карандаш я пропускаю, хотя в двух словах скажу. что кисти можно регулировать, наклон, толщину от нажатия, можно загрузить, можно создать свои. Карандаш дает однородную линию, одинаковой толщины на всем протяжении.

Возвращаюсь опять к панелям с кнопками операций над объектам.

Кружок со стрелкой — поворот объекта вручную, двойной щелчок, выскакивает меню, в котором можно вписывать свои данные. Кстати двойной щелчок вызывает дополнительные настройки у многих кнопок, в том числе и у названых выше.
Вторая кнопка это отражение предмета.

Затем идут инструменты.

масштабирования объекта, инструмент сдвиг, и инструмент изменения формы. последним инструментом пользоваться не приходилось, потому затрудняюсь описать эффект его воздействия.

Следующая линейка инструментов начинается с пиктограммы с пальцем.

Это действия над формами и путями. Палец подобен в каком то смысле фотошоповскому. и позволяет сдвигать путь. Естественно при этом объект или путь должны быть выделены на рабочем пространстве иллюстратора.
И весь ряд инструментов идущих за «пальцем» предназначен для изменений пути или форм, выгибание, сжатие, зигзаг, вообщем по пиктограммам можно понять предлагаемое действие каждого инструмента.

После «пальца» на основной панели инструментов находится инструмент свободной трансформации.

Этот инструмент позволяет проводить стандартный операции над объектами, такого плана как сжатие, растягивание, поворот.

Кнопка с пиктограммой баллончика с распылением,

это инструмент «распыляющий» выбранные символы. Все его подменю предлагают различные режимы такого распыления.

Следующий инструмент один из любимых и часто используемых. Это построение графиков и диаграмм.

Принцип работы простой, но в тонкостях вылазят всякие сложности. Не буду пока вдаваться в детали, скажу что на дополнительной вкладке даны различные типы диаграмм. Принцип работы схож с экселевским, выбирается тип диаграммы, следующим шагом появляется табличка.
Вводите данные в табличку и получаете график.

Далее на основной панели мы можем видеть пиктограммы с некой изогнутой сеткой. Это очень интересный инструмент, при умении работать с ним можно получать весьма интересные эффекты, однако дальнейшие действия с объектами MESH могут быть ограничены.

Принцип работы этого инструмента — создание сетки с угловыми точкам, которые могут передавать разный цвет. Растягивая эти точки, можно придавать сетке любую форму с нежными переходами цветов, создавая как фотореалистичные изображения, так и абстракции.

Следущий инструмент — градиентная заливка, однако этот инструмент на панели не регулирует градиентную заливку, он лишь придает направление перехода цветов градиента. Двойной щелчок по нему вызывает уже саму панель настройки градиента по цветам и направлению (линейный/радиальный).

Ниже идет в инструментах пипетка, это понятно, брать цвет. На этой же кнопке есть линейка, для измерения.

После пипетки инструмент Бленд, создает переходы цвета или формы между объектами, интересный инструмент со множеством возможностей. В связке с экспанд может помогать быстро размножать объекты.

Ниже расположены интерактивные инструменты Live paint и Live paint selection tool.

Live paint использую часто, Live paint selection tool очень редко.
Принцип действия Live paint — окрашивание областей между перекрывающимися линиями.
Благодаря этому свойству я очень часто использую этот инструмент.

Live paint selection tool позволяет выбирать отрезки этих пересекающихся линий, и окрашивать обводку.
(Во всяком случае так было в CS2, в CS3 я еще не пробовал этот инструмент).

Далее в CS2 идут инструменты slice tool и slice tool selection — я им не пользовался, но как понимаю, размечает картинку на области/кусочки, для дальнейшей вставки на веб страницы (возможно я ошибаюсь).

Инструмент ножницы.
Можно даже не выделять путь, достаточно выбрать инструмент ножницы и щелкнуть в желаемом месте, путь разрезан.
Правда бывает что ножницы не срабатывают, это когда есть клиппинг маск, сложный путь, несколько узловых точек в месте разреза, но до конца я не уяснил в каких случаях не срабатывает. Бывает на пол миллиметра выше или ниже по пути и прекрасно разрезает.
На этой же кнопке есть еще и нож. Но опять таки, мне не приходилось сталкиваться с этим инструментом, я им не пользуюсь и тут у меня пробел.

Пиктограмма ладошки, это инструмент для подвижки рабочей области экрана (например вместо скроллинга), достаточно нажать пробел…
Второй инструмент на этой вкладке, увы тоже не знаю для чего.

Теперь остановлюсь на двух новых — очень удобных инструментах CS3.
Это обрезка (crop) и резинка.

Если вы будете экспортировать ваш проект, например, в JPG. То Иллюстратор обрежет картинку прямо там, где кончается рисунок,
то есть вплотную к рисунку. Но иногда бывает нужно, что бы вокруг рисунка существовало какое то пространство.
Для этого используем инструмент обрезки, задавая границы, по которым ваш проект будет переводится в растр.

Резинка — инструмент позволяющий разделять путь на сегменты. Размер резинки регулируется горячими клавишами ] [.
При маленьком размере резинка просто разрежет путь на 2 сегмента, при большом размере еще оставить маленький сегмент, примерно равный ее радиусу.

Панель инструментов поднадоела слегка, перехожу к рабочим вспомогательным окошкам — панелям, в Corel подобные окна называют докерами.
Вот скрин (пока для CS2 для CS3 принцип тот же, если увижу новое — добавлю):

Смотрим внимательно. Это не все панели-окна, но я вытащил наиболее актуальные. Если что, все эти панельки находятся вверху под словом Windows.
На скрине вверху есть панель, на ней еще красный эллипс.

Вот более крупно:

На этой панели слева на право идет окошко с цветом заливки, стрелка рядом открывает меню с набором заливок для проекта, обычно там стандартный набор цветов, но например в моем проекте будут только палитра используемых в моем проекте цветов, примерно цветов 6. Иногда с чистого проекта бывает только черный и белый набор, но это не проблема, подробнее позже…

Далее синяя надпись stroke — это обводка, при нажатии на надпись откроется дополнительная панель настройки, она же есть отдельным окном-панелью, я обвел его большим эллипсом слева на скрине (возле основной панели инструментов).
Сразу же за синей надписью stroke, в верхней панели идет настройка цвета обводки (принцип тот же что и для заливки), следующее окошко — толщина обводки в заданных вами в preferences единицах измерения.
C pt (пойнтс) мне кажется удобнее. Например опытным путем выяснил, что большинство офисных принтеров не берут обводку меньше 0.5 pt.

У этого окошка есть слева маленькие стрелочки вверх вниз, это настройка толщины с шагом в единицу, стрелка справа, просто выбор толщины из предложенного набора цифр.
Теперь вновь обратите внимания на эллипсы на скрине, на все три больших эллипса. Они отмечают места, где еще повторяется информация о заливке, обводке. Это два квадратика на основной панели инструментов, про панель обводки я уже упоминал.

Третье окно-панелька, на него нужно обратить внимание!.
Это Apperance.
В этом окне собираются данные о свойствах объекта, заливка, обводка, все эффекты, прозрачность, и в этом же окне их можно частично регулировать или щелчком на свойстве вызвать диалоговое окно настройки этого свойства/эффекта.
В данном случае в этом окне мы видим каким цветом залит объект, какого цвета обводка и какая у нее толщина.

А, забыл, еще окно с цветом, color — оно как раз под самым верхним эллипсом. Там тоже два таких перекрывающихся квадрата, как и на основной панели инструментов. Один показывает цвет заливки, другой — цвет обводки.

Вернемся еще раз к панели:

После stroke (обводка) идет окошко кистей (brushes), а после еще одна ключевая настройка, это Opacity (Прозрачность). В данном случае 100%, прозрачность регулируется стрелкой в окошке, или простым вбиванием цифры с клавиатуры.
При нажатии на синюю надпись Opacity, выплывают дополнительные настройки этого параметра, одинаковые с окном-панелью Trancparency (прозрачность).
Еще на скрине, можно увидеть красные квадратики на двух левых нижних доках. Эти квадратики отмечают стрелки под раскрывающие меню настроек. Обычно бывает 3 положения, свернутое окошко в полоску, окошко с парой опций, и полностью открытое.

Кружками я обвел другие стрелки на панельках, стрелки открывающие дополнительные опции, обычно какие то предустановленные наборы, вроде заливок, кистей и тд, в зависимости от специфики панельки.

И так, на скрин я вынес следующие панельки:
(слева направо, сверху вниз)
Color, Gradient, Apperance, Graphic styles,
Swatches (наборы цветов), brushes (кисти), transform,
Stroke (обводка), Symbols (символы), Aligin (важно! это подравнивание)
Transparency, Layers, Pathfinder

Часть окон нам не нужна при работе, а важные можно объединить.
Так же как и в фотошопе сделать окошко с несколькими вкладками.
на следующем скрине можно видеть мои настройки этих окон — обведено эллипсами.
А затем нужно пойти в меню под словом windows и выбрать workspace -> save work space
Я сохранил свой под 1-чкой. И если настройки сбились, то в любой момент можно загрузить тот настроенный рабочий вид,
которому вы привыкли.

Теперь короткий обзор по слоям:
Скрин из CS2, но для CS3 все точно так же.

На скрине вкладка по слоям.
Прошу обратить внимание на выделенный слой.
На конце каждой полоски слоя во вкладке слоев есть кружочек.
Слой выделенный желтым активен, так как на рабочем поле иллюстратора выделен объект.
В активном слое, после кружочка можно увидеть зелененький квадратик, я его обвел красным кружком.
Наличие этого квадратика показывает, что какой то объект или путь активны/выбраны в слое.
Если мы при всех разомкнутых слоях нажмем Ctrl и клавишу A на клавиатуре (выделить все), то у всех открытых слоев появляться такие квадратики.
Правда будут они разного цвета. Потому как цвет квадратика просто показывает какой цвет выделения задан для активных объектов этого слоя.
Так что цвет квадратика — это не принципиальный показатель.
Нам нужен сам квадратик, если его мышкой перетащить в другой открытый слой, то объект из этого слоя окажется в том слое, в который мы перетащили квадратик на вкладке слои.
Если нам нужно скопировать объект в другой слой, то опять тащим квадратик, но на этот раз зажав кнопку alt на клавиатуре, при перетаскивании появится пиктограмма руки и плюсик.

Теперь чуть подробней о пиктограммах кружков в конце полоски слоя.
Если мы хотим выделить весь слой со всеми объектами внутри, мы нажимаем на этот кружок, и он становится как бы с обводкой, а слой со всеми объектами в нем становится выделенным. Обведено на скрине ниже красным кружочком:

Разглядывая скрин, можно заметить, что в последнем слое, такой кружочек — серенький. Что это значит?

Это означает, что у слоя изменена прозрачность, значение прозрачности меньше 100%.

Несколько подсказок которые могут быть полезны в работе:

Переключение на ходу цветового режима (внимание при переходе с RGB на CMYK черный цвет нуждается в корректировке)

Изменение на ходу параметров рабочей области (размеров листа).

Появится такое же меню, как и при создании нового документа.
Там и меняем размеры и положение (альбомное или портрет).

Несколько горячих клавиш используемых наиболее часто:
Ctrl и G — группировать
Ctrl, shift и G — разгруппировать

Ctrl и J — соединить 2 выделенных белой стрелкой конечных узловых точек пути

Клонирование объекта — наводим черной стрелкой на объект, выделяем и зажимаем мышкой черную стрелку на объекте или пути,
так что бы она стала таким черным треугольничком, зажимаем alt, должен появится рядом с черным треугольничком такой же белый.
И теперь не отпуская alt ведем в сторону. Отпускаем мышь, не отпуская alt. Объект клонируется.

Ctrl и Y — проволочный обзор проекта.
Для отдельного слоя — Ctrl и мышкой клацнуть на глазик в панели слоев.

Ctrl и Z шаг назад
Ctrl, Shift и Z шаг вперед (после шагов назад)

И последнее:
В окне Windows, в самом внизу, есть переход на загрузку из папки иллюстратора различных библиотек.
Там и кисти,и заливки, узоры, символы.
Советую обратить внимание так же на Графические Стили (Graphic Styles) — очень полезная штука.
В CS3 меня очень радуют градиентные заливки.
Есть очень нежные цвета.

Вот вообщем все, что хотел охватить в этом обзоре.
Надеюсь это было полезно.