Опубликовано в Введение | 0 комментариев

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Все уроки цикла:

Часть 1. Простые иллюстрации
тема «Отрисовка. Часть 2. Сложные иллюстрации»
тема «Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста»

Данный урок открывает цикл статей по отрисовке, в котором я расскажу про алгоритмы и техники отрисовки со своей точки зрения.

Отрисовкой чаще всего называют перевод растрового изображения в векторное, чтобы можно было более свободно его масштабировать или еще для каких-то целей. Также отрисовке могут быть подвергнуты иллюстрации, сделанные живыми материалами. В таком случае их сначала сканируют, а потом используют в качестве основы в растровом или векторном редакторе. Зачастую так поступают не с полноценными иллюстрациями, а с черновыми набросками.

Итак, отрисовка – повторение уже имеющейся картинки. Она может быть как простой (тот же карандашный набросок на бумаге), так и очень сложной (например, перевод в вектор фотографии с максимальной возможной реалистичностью). Как вы уже видите, отрисовка подразделяется по уровням сложности, но есть деление и по степени реалистичности: наиболее реалистично, «просто похоже» (я обычно называют такое «по образу и подобию»), наименее реалистично, но узнаваемо. При том, максимальная реалистичность необязательно будет высокой сложности. Если у вас круг, то и отрисуете вы круг, что совсем несложно, но максимально приближено к оригиналу. И наоборот, уровень «наименее реалистично», может нести в себе подвох. Ибо там нужно думать о сохранении узнаваемости, но соблюдении указанных условий. Таким примером могут служить картинки, выполненные в модном ныне «плоском» стиле.

Здесь следует сделать важное замечание: я рассказываю про то как делаю и думаю я. Ваша техника и мышление могут отличаться. Мне будет интересно прочитать про интересные приемы, используемые вами, в комментариях.

Прежде чем начинать любую отрисовку, необходимо проанализировать изображение. Немного подумать: какие инструменты будут наиболее рациональны, нужно ли применять эффекты и если да, то какие.

Давайте сразу обратимся к примеру. У нас есть такой рисунок треугольника:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Давайте подумаем: какие у нас вообще есть варианты повторить его. Я вижу следующие: Pen Tool (P), Polygon Tool, Star Tool, Rectangle Tool (M). Теперь рассмотрим количество действий для каждого инструмента:
Pen Tool – поставить три точки.
Polygon Tool – указать в настройках три стороны, нарисовать примерно по высоте треугольника, подогнать положение опорных точек инструментом Direct Selection Tool (A).
Star Tool – аналогично предыдущему, только здесь для трехсторонней фигуры еще будут дополнительные точки на гранях – прибавляется инструмент Delete Anchor Point Tool (-) для их удаления.
Rectangle Tool – рисуем прямоугольник той же длины, что и основание треугольника, и соответствующей высоты, ставим по центру верхней грани опорную точку (Add Anchor Point Tool (+)), удаляем ненужные угловые по верхней стороне.

Pen Tool – беспрекословный лидер. Всё остальное долго.

Конечно, в реальной работе такой тщательный анализ и разбор я не провожу, а чаще просто беру Pen Tool и рисую, но ведь это самый простой пример. Давайте обратимся к чему-нибудь чуть сложнее.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Здесь большая часть работы выполняется инструментом Ellipse Tool (E), что сразу видно по круглой форме элементов. Рот рисуется Pen Tool всего двумя опорными точками. Посмотрите в видео ниже как это делается.

В этой отрисовке встает лишь один вопрос: белые части должны быть белыми или они прозрачные? Как известно, JPG не поддерживает прозрачность, а отрисовка чаще всего осуществляется с этого формата. Либо иллюстрация была откуда-то взята с белым фоном. На приведенном примере контекст применения не совсем понятен, потому я думаю, что здесь всё же белый цвет. Но если возникнет необходимость, то всегда можно вырезать белые фигуры из черной при помощи панели Pathfinder.

И еще один черно-белый пример, уже более реальный. Здесь стояла задача отрисовать колесо. Вот как я это сделал сейчас:

Здесь тоже довольно много кругов. Начинаю я с самого большого и двигаюсь далее, копируя и уменьшая их. Здесь я решил, что фон должен быть прозрачным: хоть элементов для последующей вырезки и немного, но лучше я сделаю это сразу. Нарисовать подложку – дело трех секунд.

В процессе я использовал скрипт Round Any Corner для скругления углов. Но так как это действие выполняется для всех углов, то можно прибегнуть к эффекту Effect> Stylize> Round Corners. В версии Illustrator CC и выше имеется еще одна возможность сделать это: Live Corners.

Чуть выше я не зря написал «как я это сделал сейчас». Ранее я записывал другое видео, для заказчика, где использую точные значения, определяемые на глаз. Если вам интересно, то можете посмотреть и его.

Версия, записанная сегодня, являет пример классической отрисовки по визуальному образу. Предыдущая же – разновидность подгонки под определенный стиль. В данном случае он близок к pixel perfect.

При просмотре и первого и второго варианта вы можете заметить довольно странные манипуляции, используемые мною для создания канвы из белых точек – «гаек» для крепления колеса. Я рисую там дополнительный прямоугольник, нижняя грань которого находится по центру круга и ее центр, в свою очередь, является точкой вращения самого прямоугольника и белого круга, которые я перед этим сгруппировал. Есть ли другой способ решения? Конечно есть. Помимо ручного расположения точек по образцу, можно добавить круг, проходящий как показано ниже:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

И задать ему обводку со следующими настройками:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Но здесь будет очень важно попасть в такой размер круга, чтобы точек было 8. Чуть больше или меньше и их будет 9 или 7. 8 же потому, что их столько на оригинальной картинке, да и в реальности нечетное количество гаек, насколько я знаю, не используется.

Потом останется преобразовать обводку в самостоятельные фигуры (при помощи той же команды Object> Expand Appearance) и вырезать из черного объекта.

Еще можно использовать в качестве обводки кисть типа Scatter Brush, где также можно настроить интервал между элементами кисти.

Прием с рисованием дополнительного прямоугольника мне показался удобнее. Еще он мне нравится своей точностью. При необходимости здесь можно указать угол поворота до второго знака после запятой.

Но продолжаем разговор. Все рассмотренные выше примеры были одноцветные. В реальной работе такое встречается редко и много чаще нужно работать с цветными изображениями. Потому перейдем к ним. И для начала возьмем такую иконку:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Проанализируем ее: здесь есть градиентная заливка, внутренний светлый и внешний темный контуры, тень. Будем разбираться со всем по порядку. Но даже прежде чем нарисовать основные фигуры, давайте спросим себя: как воплотить внутренний светлый контур у верхней части? Посмотрите внимательно, с левой стороны один пиксель не закрашен. Потому простая внутренняя обводка отпадает. Хотя можно использовать и ее на отдельной фигуре с последующим скрытием нужного пикселя по маске. Но сначала давайте попробуем другой вариант, о котором будет сказано ниже.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Также при отрисовке иконок (особенно маленьких размеров, как наш пример), следует прибегать к технике pixel perfect. Немного об этом процессе вы можете прочитать в уроке тема «Разработка иконок в Illustrator». Здесь подробно на этом вопросе я останавливаться не буду, но, скорее всего, по общим вопросам данной техники будет выпущен отдельный урок.

Наконец, рисуем основные фигуры: сначала верхнюю, затем нижнюю.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Я изменил цвет контуров на желтый, чтобы было виднее.

Перемещаем фигуры в сторону от оригинальной иконки, чтобы они ее не перекрывали, и начинаем детализировать. Первая операция: берем цвет верхней части (#77b8e6).

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Теперь узнаем цвет внешней внутренней обводки верхней части. Я делаю это при помощи утилиты Color Tool, но можно воспользоваться и внутренней пипеткой программы. Скопируйте полученное значение цвета (#a0d1ef), выделите верхнюю часть, в панели Appearance добавьте вторую заливку, задайте ей скопированный цвет и опустите ниже имеющейся. К теперь уже верхней заливке добавьте эффект Effect> Distort & Transform> Transform со смещением по вертикали 1 пиксель.

Картинка должна получиться такой:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Осталось добавить к ней внешнюю обводку. Для чего, собственно, назначаем обводку толщиной 1 pt с выравниванием по внешнему краю и полученным пипеткой цветом (#5094c9).

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Переходим к нижней части. Первое, что нужно сделать: получить цвета градиента. Берем пипеткой цвет первой и последней строки внутри светлой обводки. Почему строки? Градиент здесь явно линейный, потому можно не искать его центр и наиболее темные места – они и так ясны.

Для наглядности я отметил искомые линии. А цвета получил такие: #7dbce8 сверху, #2b8bd0 снизу.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Сразу же добавляем внешнюю обводку. Ее настройки будут такими, что и у верхней части.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Чтобы соответствие было более полным, стоит, как я считаю, уменьшить имеющуюся заливку на 1 пиксель с каждой стороны. Почему? В оригинале градиент явно начинается с самого верха фигуры и идет до самого низа, а светлая обводка проходит поверх. Потому я сделаю так. Но, конечно, можно этого и не делать, потому как разница будет минимальна. Искомую операцию я сделаю при помощи эффекта Effect> Path> Offset Path со смещением -1 пиксель. И сразу же добавлю вторую обводку. Здесь спокойно можно ее применить. Обратите внимание на то, что она градиентная (вновь получаем цвета с верхней и нижней ее линий) и нужно указать выравнивание по внутреннему краю.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Следующий шаг: тень. Он же, кстати, и последний. Вот здесь будет не так уж просто. Сейчас увидите почему. Давайте применим эффект Effect> Stylize> Drop Shadow. Но как подобрать настройки, если оригинальная иконка показывает нам пиксели? Включить режим Pixel Preview (Shift+Ctrl+Y), чтобы соответствовать. Я остановился на показанных ниже значениях:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Вот сравнение между оригиналом и моей отрисовкой:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Видите у отрисовки по бокам чуть потемневшие пиксели, по одному с каждой стороны? Это последствия применения эффекта. Да и темной полосы под внутренней обводкой, как на оригинале, не образуется. Как же быть? Вариантов два: отрисовать каждую линию в отдельности или прибегнуть к некой хитрости в применении эффекта. Что выбрать? В данном случае можно и каждую линию отрисовать, тем более, что их всего три. Но если мы рисуем эту иконку для последующего создания увеличенных и уменьшенных вариантов? Там тоже тень вручную рисовать? Нет, я не думаю, что это лучший вариант. Потому расскажу о хитрости применения эффекта.

Для начала посмотрим как работает тень на нашем примере: а именно, так как она применена ко всей фигуре, то учитывает общую его форму, включая внешнюю обводку. Нам же явно надо, чтобы этого не происходило. Тогда исчезнут однопиксельные участки по бокам. Значит нужно перенести эффект на меньшую по размерам заливку. Если вы ранее поступили как я, применив к имеющейся заливке эффект Offset Path, то делайте как написано далее. Если вы этого не делали, то сразу читайте конец следующего абзаца.

Итак, если эффект Offset Path применен, то сделайте так: нажатием на кнопку «Duplicate Selected Item» на панели Appearance продублируйте заливку. У теперь уже нижней удалите этот эффект и просто перетащите эффект Drop Shadow на нее. Теперь нужно только увеличить расстояние смещения эффекта до 2 пикселей по оси Y и…

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

… получаем отличную тень.

Темную же полосу можно и добавить вручную, потому что даже при масштабировании ее наличие вообще может быть необязательным.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Я еще, пожалуй, уменьшу толщину внешней обводки верхней части, чтобы она стала еще больше похожа на оригинал. Уменьшаю до 0,76 пикселя. Хоть разницу довольно трудно увидеть даже в масштабе, она есть.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Почему именно это число? 0,75 пикселя уже уменьшит толщину до той степени, что обводка станет фактически полупрозрачной. То есть, изменит свой цвет. Нам этого не надо. Потому такое значение. Но это уже, что называется, мои заморочки. Повторять совсем необязательно.

И, наконец, сравним оригинал и отрисовку в 100% масштабе:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Вы, не зная что где, укажете на отрисовку? Конечно, далеко не все иллюстрации так просты. О сложных примерах мы поговорим в следующей части.

Сейчас же я хочу продолжить тему градиентов.

Такие градиенты, как на примере выше, встречаются редко. Чаще же они многоцветны. Как быть с ними? Возьмем сразу пример.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Необходимо определить центры переходов. Я бы их даже назвал «вершинами», но применительно к плоской иллюстрации это слово не совсем верно.

Увеличиваем масштаб иллюстрации. Но не очень сильно, чтобы всё еще видеть градиент целиком. В данном случае я считаю оптимальными 400%. Итак, я вижу следующие центры:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Почему у меня выделена вторая строчка сверху? Посмотрите внимательнее на оригинал без пометок: самая верхняя заметно светлее этой второй. Чем это вызвано я не знаю, но она не так уж важна, а цвет более соответствует на второй.

Теперь я рисую фигуру нужных размеров, беру при помощи утилиты Color Tools цветовые образцы в отмеченных местах и создаю из них градиент. Положение маркеров полностью определяется на глаз. Я размещаю фигуры рядом друг с другом и смотрю на результат. Окончательную корректировку положения маркеров провожу только после того, как все они добавлены.

Вот градиент и готов: слева оригинальное изображение, справа отрисовка.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

При 100% разница вообще практически не заметна:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

А здесь можно увидеть настройки градиента:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Но, опять-таки, пример выше близок к идеальному. В реальной работе такое тоже встречается нечасто.

Тогда давайте возьмем логотип Google Drive и попробуем его отрисовать.

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Я пересохранил его в JPG с плохим качеством и уменьшил размеры, дабы еще более соответствовать реальности: ведь именно такие исходники дают чаще всего.

С формой фигур проблем никаких:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

А вот с градиентами нужно быть осторожным. JPG-артефакты усложняют процесс получения правильного цвета. Практически все крайние точки теряются из-за них:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

По прошествии некоторого времени у меня получилось так:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Для примера, вот параметры желтого градиента:

Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации

Здесь проводилась настройка не только положения самих маркеров, но и центральной точки между ними.

Устраивает ли меня полученный результат? Устраивает. Если ли разница в цветах? Я назвал бы ее незначительной. Без оригинала рядом она точно потеряется. Хотите попробовать повторить? Обязательно пробуйте.

На этом данную часть мне хотелось бы закончить. Я не рассмотрел примеры с радиальным градиентом или что-то сложное с наложениями и прозрачностями. Там алгоритм будет таким же, только подбор параметров займет значительно больше времени.