Опубликовано в Введение | 0 комментариев

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Все уроки цикла:

тема «Отрисовка. Часть 1. Простые иллюстрации»
тема «Отрисовка. Часть 2. Сложные иллюстрации»
Часть 3. Редактируемые стили для текста

Временами возникает необходимость воспроизвести в Illustrator какую-то надпись, сохранив редактируемым ее оформление. Именно этому и посвящена данная часть — последняя из цикла об отрисовке.

В работе с текстом нужно начинать с определения шрифта. О том где и как это можно сделать лучше прочитать в одном из разделов форума тема «Поиск и определение шрифтов». Если вы не можете определить шрифт самостоятельно, то обратитесь туда же — вам помогут признанные профессионалы.

Я же, прежде чем начать говорить о самих стилях, хочу рассказать об отрисовке шрифтов. Помимо само собой разумеющейся техники «как вижу, так и рисую», существует еще одна: направляющие опорных точек по возможности проводить только под углами 0°, 45°, 90°. Самих опорных точек ставить как можно меньше. Таким образом достигается плавность линий и удобство редактирования.

Для примера я взял букву «e», написанную шрифтом Arial. Конечно, глупо производить отрисовку, если известен шрифт, но в качестве обучающего элемента это не важно.

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Серым цветом окрашена оригинальная буква, а более светлый контур — мое творение. Здесь, как видите, не везде получается следовать указанным значениям углов в полной мере, но и фанатизм в правилах техники не значится.

При отрисовке может случится коллизия точности отображения уже нарисованного контура. Вот так выглядит контур для «хвоста» буквы «t», написанной, тем же шрифтом, в масштабе 1600%:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

А вот так в масштабе 3200%:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Учитывайте этот нюанс во время работы.

Более подробное описание техники и ее профессиональное исполнение вы можете прочитать здесь (я думаю, в будущем сделаю перевод этого урока).

А теперь перейдем, собственно к созданию редактируемых стилей.

Начнем сразу с не самого простого примера:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Важное замечание: смысл создания редактируемых стилей снижается при применении к отрисованным буквам, хотя и не теряется совсем, потому как стиль можно будет в пару-тройку кликов перенести на другую надпись и при необходимости «отточить».

Основное действо создания редактируемых стилей происходит в панели Appearance. Именно здесь создаются все необходимые заливки и обводки, к которым оттуда же добавляются эффекты.

Проанализируем наш пример. Сразу допустим, что шрифт нам известен (Myriad Pro) и посмотрим. Здесь, в отличии от других типов отрисовки, нужно думать именно в сторону возможностей эффектов Illustrator и какие из них как можно применить. На примере сам собой напрашивается эффект Transform (для придания объема). А вот как быть с полосами? Можно создать паттерн. Ведь при сохранении стиля он останется вместе с ним, а более нам и не нужно. Это важно: можно (и нужно) создавать любые сторонние элементы. Главное, чтобы они сохранились вместе со стилем. А так происходит и с паттернами, созданными вами, и кистями, и градиентами. Так что, как видите, возможности обширны. При помощи только одних паттернов можно воспроизводить сложные текстуры (кожаную или деревянную, например).

Если нужно что-то создавать, то обычно начинают с этого. Так сделаю и я. Не буду вдаваться в подробности создания паттерна – про это уже написаны другие уроки. Тем более он здесь простой (картинка ниже в масштабе):

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Итак, пишем искомое слово «Retro» опознанным шрифтом. При необходимости подстраиваем трекинг/кернинг. Здесь это сделать нужно. Потом обязательно необходимо удалить стандартную заливку и обводку на контрольной панели:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

А вот теперь нажимаем кнопку «New Fill» на панели Appearance и назначаем ей наш паттерн:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Добавляем обводку. Цвет получаем пипеткой с изображения, а вот ширину придется определять на глаз. Я остановился на значении 4 пикселя:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

На оригинале есть вроде бы как внутренний объем. Его реализуем второй обводкой. Цвет также берем пипеткой. Опускаем ее ниже первой. Теперь она перекрывается ею. Как же нам сделать эту вторую обводку видимой? Можно применить эффект Effect> Path> Offset Path (который, кстати, по частоте применения может соперничать с эффектом Transform). Но на оригинальном изображении мы явно видим, что эта «тень» идет только сверху и снизу, тем самым создавая иллюзию объема. Значит Offset Path не подойдет, потому как он создает смещением по всему периметру. А чем можно сделать искомое неполное смещение? Эффектом Transform. Добавляю его к темной обводке со следующими настройками:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Как вы видите на изображении выше, эта обводка, после последней манипуляции, стала видна и с «внешней» стороны верхней светлой обводки. Но в данном случае цвет «объемной» части у нас будет таким же, потому можно не переживать по этому поводу. К «объемной» части мы, кстати, и перейдем.

Кнопкой «Duplicate Selected Item» продублируем темную обводку. Опустим ниже заливки с паттерном и изменим настройки эффекта Transform на показанные ниже:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Почему мы не добавили заливку? «Объем» нужен по всей толщине букв. А заливка уже обводки. Можете посмотреть что будет, если добавить заливку с теми же настройками эффекта:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Здесь тоже нужно немного визуализировать изображение. И тоже в профиль. Без самой нижней обводки наша надпись представляется так:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Самая широкая центральная часть — верхняя обводка. Потому она и используется для создания правильного «объема».

С этим примером разобрались. Давайте посмотрим на более интересный:

post-1120952-1427116128

Отсюда нам интересно слово «Motel». Попробуем его воспроизвести.

Начнем с простой заливки цветом. Анализ буду рассказывать по ходу дела.

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

А потом следует белая обводка. Давайте посмотрим на нее получше. Она на первый взгляд похожа на предыдущий пример: здесь тоже есть объем. Но можно ли так сделать? Нет. Потому что цвет с разных сторон разный. Как же тогда можно поступить? Чем можно воспроизвести реальный объем в Illustrator? Эффектом 3D> Extrude & Bevel. Вот с ним и будем «играться». Процесс этот достаточно долгий: нужно подобрать положение источника света, понять, что одного мало, подобрать положение второго, силу освещения обоих источников. Ведь здесь нужно добиться более-менее похожего цвета освещенных областей и теней.

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Заметьте, что здесь цвет тени не черный. И вот что получилось:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Теперь подумаем как сделать внутреннюю часть этого трехмерного эффекта цветной. Напрашивается самая первая заливка в одном из режимов наложения. Так и поступим: сделаем ее копию, поднимем на самый верх и при помощи эффекта Transform подгоним положение под изменившиеся контуры:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

И изменим режим наложения на Color, чтобы нижележащий слой принял его:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Для тени картина похожа на предыдущий пример. Но здесь требуется два эффекта Transform: один для смещения обводки под позицию, где находится нижняя часть трехмерного эффекта. Вот так она выглядит, если поднят эту обводку выше остальных элементов:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Второй эффект нужен для создания множественного смещения (как в предыдущем примере):

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

И всё. Я считаю результат хорошим. Он относится к категории «по образу и подобию» и вполне соответствует сему определению.

Так что не все подобные отрисовки просты в реализации. Еще более сложный вариант я вкратце рассмотрю ниже.

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Надпись сделана по мотивам логотипа «World of Tanks». Максимальную похожесть я не преследовал. И не использовал дополнительных паттернов — только встроенные в программу эффекты.

Хотите увидеть панель Appearance? Пожалуйте:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Заметьте, это только свернутый вид. Ну а сложность и время на создания, думаю, вы можете оценить сами.

Из примечательных особенностей: значительное количество эффектов Offset Path, примененных по большей части к обводкам, ведь для текстов им нельзя назначить выравнивание отличное от центрального. Для этого здесь они и используются, чтобы быть за пределами контура букв и не заходить на них.

Стиль вообще создавался, что называется, «по фану». Смысл это имело, по большей части, только для меня в качестве практики. Но эта надпись очень показательна в плане мощности панели Appearance.

Абзацем выше я затронул тему того, что для текстов отсутствует выравнивание обводки отличное от центрального. Ранее я этого не упоминал. Но доступность настроек видно в самой программе:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Чтобы обводка на заходила на буквы, используется эффект Effect> Path> Offset Path. Можно, конечно, просто помещать обводку ниже заливки. Но в довольно большом количестве случае это не применимо, потому что верхняя заливка может быть смещена со своей позиции или искажена или что-то еще. И сверху должна быть обводка, закрывающая эти огрехи, которые, в свою очередь, совсем необязательно будут находится внутри контура буквы.

Взглянем на пример. Вот так надпись выглядит изначально:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Нам нужно совершить искомое действие по визуальному выравниванию обводки по внешней стороне. Применим к ней эффект Offset Path:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Расстояние смещения высчитывается из ширины обводки. У нас она толщиной 4 пикселя. Значит на букву заходят два ее пикселя (4/2=2). На столько и смещаем ее.

Если бы обводка была толщиной, например, 3 пикселя, то смещение составило бы 1,5 пикселя.

Если нам нужна еще одна обводка, проходящая по внешнему краю уже имеющейся, то нужно к значению смещения предыдущей прибавить толщину текущей. При тех же 4 пикселях вторую обводку нужно будет сместить на 6 пикселей. Если же вторая будет, например, 2 пикселя, то смещение для нее станет равняться 4 пикселям.

Высчитывать смещения не так уж сложно, но есть у всего этого один большой минус. Я думаю, вы его сами понимаете. Если возникает необходимость уменьшить толщину какой-то обводки, то нужно редактировать и расстояние смещения. Ладно, если обводка одна. Но если на изменяемую уже завязаны другие, как с примером «танкового» текста выше, то нужно будет править смещения и у них. Всё это отнимает некоторое время. При том операция-то полезной нагрузки в продвижение процесса не несет. Потому нужно быть очень внимательным и вдумчиво оценивать свои действия. Самые явные значения нужно подбирать наиболее точно. От них будет легче отталкиваться.

В заключении данной части остается упомянуть еще одну очевидную вещь: существуют такие надписи, которые просто нельзя из-за ограничений возможностей программы превратить в редактируемые стили. Один из таких примеров представлен ниже:

Отрисовка. Часть 3. Редактируемые стили для текста

Возможно, в какой-то другой программе можно сделать так, чтобы нечто подобное быстро редактировалось, но в Illustrator это невозможно.

Не подумайте, кстати, что я такой супер-пупер профессионал, у которого всё сразу определяется, получается и становится «как надо». Я тоже периодически трачу время на подгонку тех или иных параметров при отрисовке. Особенно тут, конечно, показателен пример с «танковой» надписью. Всё приходит с опытом: и скорость, и «глаз-анализатор», и «получаемость». Просто думайте, работайте, смотрите и еще раз думайте.

И вот на этом я хотел бы закончить третью часть.

Заключение

Проанализируйте иллюстрацию, прежде чем начинать отрисовку. Подумайте о том, какими инструментами и эффектами будет быстрее воспроизвести увиденное на оригинальной картинке. Не забывайте о различных требованиях (если иллюстрация в дальнейшем будет опубликована на стоке или подозревается нечто подобное), то лучше отказать от растровых эффектов в пользу альтернативных средств, которыми могут стать градиенты, меши, паттерны и бленды. И не стоит торопиться.

Если у вас есть какие-то замечания, дополнения или вы хотите поделиться своими секретами по отрисовке — добро пожаловать в комментарии.