Опубликовано в Cекреты и Cоветы | 0 комментариев

Вся правда о диаграммах в Illustrator

Диаграммы – один из моих любимых инструментов в Illustrator, так как с помощью диаграмм можно с легкостью представить скучную информацию красиво и интересно. Однако диаграммы так редко используются, что кажутся забытыми большинством дизайнеров. Почему же? Причина кроется в том, что большинство изобразительных возможностей этого инструмента не лежат на поверхности, а покрыты завесой тайны для недостаточно опытных пользователей.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

В этом уроке мы с вами выйдем за пределы банальных серых диаграмм; я постараюсь показать вам те малоизвестные приемы, использование которых сделает результат применения Graph Tool необыкновенно привлекательным. Сначала мы создадим базовую диаграмму, применим некоторые скрытые настройки, чтобы слегка изменить ее вид, затем используем векторные объекты вместо столбцов графика, и после нескольких завершающих штрихов ваша работа будет готова произвести фурор.

1. Обнаруживаем скрытые инструменты.

Мой первый совет – заглянуть в палитру инструментов и выбрать, не отпуская мыши, инструмент Graph. Под иконкой обычной гистограммы, установленной по умолчанию, вы немедленно обнаружите еще несколько вариантов оформления диаграммы.
В этом уроке мы будем использовать переделанную под конкретную тематику гистограмму для того, чтобы проиллюстрировать результаты трех игроков в бейсбол.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

2. Самый обыкновенный инструмент для создания нового объекта.

Чтобы начать работать с диаграммой, выберите инструмент Column Graph в палитре инструментов. Точно так же, как при работе с инструментами Rectangle или Ellipse, для создания диаграммы можно либо щелкнуть мышкой по свободному пространству и тащить направляющие, получая необходимый размер, либо же задать высоту и ширину поля диаграммы в диалоговом окне, которое появляется после щелчка по выбранному инструменту Graph. Для примера создайте диаграмму шириной приблизительно 20 см, и высотой 10 см, затем нажмите ОК. (Учите, что этот размер НЕ включает в себя пространство под легенду вашей диаграммы).

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

3. Заполняем клеточки.

После того, как вы задали размер будущей диаграммы и нажали ОК, появится окно ввода данных. Даже если вы не очень-то ладите с цифрами, не пугайтесь вида этого окна, напоминающего окно Microsoft Excel – ввод данных в Illustrator не представляет особого труда.

В диаграмме будут представлены результаты трех игроков по месяцам в течение всего сезона. Перед началом ввода данных, щелкните по кнопке Cell Style (Вид ячейки) – она четвертая слева – и поставьте 0 в строке Number of Decimal Digits (Число десятичных знаков). Десятичными дробями займемся позднее. Нажмите ОК. (Кстати, в том же окне вы можете изменить и ширину ячеек, причем это изменение не окажет влияния на финальную диаграмму). Чтобы ввести числовые данные, выделите соответствующую ячейку и вводите значение в строку в левом верхнем углу. Можете использовать те же числа, которые показаны в моем примере.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

4. Простой и гибкий ввод данных.

Для того, чтобы упростить ввод данных и сделать его более гибким предназначены три из оставшихся кнопок окна ввода – Transpose, Switch X/Y, Revert. Нажатие Transpose меняет местами сравниваемые группы. Например, вместо того, чтобы сравнивать сгруппированные по месяцам результаты трех игроков между собой можно сравнить те же данные в трех группах (по одной на каждого игрока).

Кнопка Switch X/Y неактивна в нашем случае, так как мы используем тип диаграммы Column (Гистограмма). Эта кнопка используется, чтобы поменять местами данные для точечной диаграммы (Scatter Graph) относительно координатных осей. Revert отменяет последнюю операцию ввода. Кнопка Apply предназначена для того, чтобы применить введенную информацию, однако цифры в диаграмме можно изменить в любое время – для этого достаточно выделить ее, щелкнуть правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбрать Data).

Кроме того, имеется возможность импортировать данные, предварительно разбитые на колонки, их текстового файла – для этого служит кнопка Import. Можно также копировать данные из табличного редактора и вставлять их в диаграмму в окне ввода данных.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

5. Иерархия групп в диаграммах.

Все элементы в диаграмме иерархически сгруппированы в подгруппы, благодаря чему упрощается работа с отдельными сгруппированными элементами в рамках диаграммы. Например, если вам нужно изменить размер и шрифт для ВСЕГО текста внизу диаграммы, дважды щелкните по тексту при активном инструменте Group Selection (белая стрелка с плюсиком, A+Alt). При тройном щелчке выделится вся диаграмма.
Если дважды щелкнуть по одной колонке, выделятся все остальные колонки, связанные с этой (например, в нашем случае – данные одного игрока). При тройном щелчке дополнительно выделится соответствующий пункт легенды. Вы можете изменять выделенные объекты аналогично любым другим объектам в Illustrator, используя палитры и команды меню. Не разгруппировывайте части диаграммы, чтобы не потерять возможность полноценно редактировать ее, меняя параметры Data, Graph Style и Designs.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

6. Личностный подход к скучным графикам.

Если вы все-таки решите потратить время на создание диаграммы, меньше всего вам хочется услышать от кого-то пренебрежительное «Ой, да это же стандартная диаграмма из Illustrator!» Зная некоторые приемы работы, любую диаграмму можно очень просто сделать «своей». Поверьте, оно того стоит. Для начала выделите всю диаграмму и в меню выберите Object > Graph > Type (или же воспользуйтесь меню, появляющимся после щелчка правой кнопкой по выделенной диаграмме). В появившемся окне первая секция, Graph Options позволяет делать следующее: Type – можно менять тип диаграммы (иногда получается красиво, но иногда совсем даже нет); тут же можно выбрать положение координатных осей – слева, справа или с обеих сторон (Left, Right, Both sides). Style – можно добавить грубый эффект тени (не такой, как в меню Effects) (Drop Shadow), переместить легенду вверх (Add Legend Across Top).Также можно поместить первую колонку или первую строку на передний план (First column, First Row in Front)? Однако это важно лишь в том случае, когда столбцы вашей диаграммы накладываются друг на друга или к ним применен эффект тени. Последняя часть первой секции, Options, «отвечает» за ширину столбцов. Начнем с параметра Cluster Width. При его значении 80%, ширина каждой группы их трех нескольких (у меня – трех) столбцов занимает 80% места между рисками на шкале. При 100% столбцы займут все пространство между рисками. Проценты в строке Column Width означают, сколько процентов от пространства, отведенного под группу, занимает каждый столбец. При 100% столбцы соприкасаются. Уменьшение этого значения увеличивает расстояние между отдельными столбцами.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

7. Тайны настроек координатных осей.

Рассмотрим следующую секцию окна Graph Type, Value Axis. Override Calculated Value (Превышение рассчитанных значений) позволяет работать со шкалой значений, увеличивая или уменьшая ее высоту (используя различные минимальные и максимальные значения для этой шкалы), а также регулировать число делений на ней (Divisions). Уменьшая длину шкалы, можно эффектно подчеркнуть различия между высотой столбцов, а добавление дополнительных значений позволит расширить пространство, отведенное по легенду.
В части Tick Marks можно регулировать длину насечек на координатных осях (Short — короткие, Full Width – по ширине области диаграммы, None – нет). Можно также добавить еще насечки внутри каждой области диаграммы.
Add Labels позволяет добавлять текстовые символы, такие, как, например, знак доллара или проценты, которые невозможно ввести в окне ввода данных. С помощью этого пункта я добавил запятую перед десятичной дробью, поставив точку в окне Prefix. Символ в строке Suffix будет добавлен после.

В секции Category Axis можно настраивать и другую координатную ось.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

8. Точный удар.

А теперь начинается настоящее развлечение! Вы можете заменить столбцы вашей диаграммы на любые векторные объекты. Я решил использовать в качестве столбцов фотографии бейсбольных бит, переведенные в вектор с помощью Live Trace в Illustrator.

В новом открытом файле с вашим будущим оригинальным столбцом диаграммы добавьте в качестве фона прямоугольник по размеру объекта. Если вы, как и я, готовите шаблон для колонок, следите за тем, чтобы объект был расположен вертикально, иначе результат вам точно не понравится. wink.gif

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

9. Дизайн, достойный победителей.

Чтобы превратить выбранный векторный объект в столбец диаграммы, выделите его вместе с фоном-прямоугольником и в меню выберите Object > Graph > Design, после чего откроется окно Graph Design. Нажмите кнопку New Design, чтобы в окне предварительного просмотра увидеть свой будущий столбец. Дайте шаблону осмысленное название, после чего нажмите ОК.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

10. Финальное построение.

Не закрывая документа с шаблоном столбца, вернитесь к документу с диаграммой. Используя инструмент Group Selection, тройным щелчком по столбцу выделите все, связанные с ним и легенду, после чего в меню выберите Object > Graph > column. Появится список доступных шаблонов, из которого вам остается только выбрать нужный и нажать ОК. Бита-шаблон пропорционально растянется по высоте столбца. Повторите вышеописанные действия для остальных столбцов.

Вся правда о диаграммах в Illustrator *

Ваша уникальная диаграмма готова. Остается лишь добавить фон, поэкспериментировать с положением легенды и с цветом.